Развитие гибкости у ребят дошкольного возраста специалисты справедливо считают одним из наиболее эффективных методов оздоровления организма, способствующим нормальному физическому развитию.
Упражнения для развития гибкости помогут:
- укрепить суставы и связки;
- укрепить мышечные волокна;
- сделать мышцы более эластичными;
- предупредить травмы.
Также гибкое тело позволит ребенку повысить собственные двигательные возможности, улучшить результаты в спорте в будущем. От того, насколько высоким будет являться уровень гибкости, зависят показатели силы, быстроты и координации детей.
Ребята дошкольного возраста очень часто гибкие от природы, по крайней мере большая их часть. Тем не менее это не означает, что развивать гибкость у них не нужно. Со временем, если не внедрить в жизнь дошкольника занятия, направленные на развитие гибкости, его природные способности поблекнут и уровень физической подготовки заметно снизится.
Гибкие и пластичные дети не только более активные и ловкие. При всей своей подвижности они на порядок меньше травмируются за счет эластичности мышц и их способности к быстрому восстановлению. Выполняя физические упражнения, ребенок с нормально развитой гибкостью потратит в разы меньше энергии, чем сверстники, а значит, меньше устанет.
Дополнительно стоит отметить, что дети, активно работающие над упражнениями, развивающими гибкость, отличаются легкой эффектной походкой и практически идеальной осанкой, которой удается достичь за счет укрепленного опорно-двигательного аппарата.
Развивать гибкость у детей дошкольного возраста нужно начинать с раннего детства. В 2-3 года малышам гораздо проще выполнять упражнения на растяжку, чем в более старшем возрасте. Если заниматься с крохой с рождения, к моменту поступления в школу он не утратит природной гибкости, заложенной в нем на генетическом уровне.
Температура мышц и окружающей среды — важные факторы
Приучайте детей к выполнению упражнений на развитие гибкости при правильной температуре мышц. Именно от этого фактора будут зависеть показатели их эластичности. Достаточно разогретые мышцы будут способствовать активной циркуляции крови, поэтому ни в коем случае нельзя начинать выполнять упражнения для гибкости без разминки!
Важной является не только температура мышц, но и окружающей среды. Мышечная деятельность сильно зависит от температурных скачков. Чем ниже температура воздуха, тем менее эластичные мышцы, что может привести к травмам во время занятий.
Если занятия проводятся на открытом воздухе в холодную погоду, необходимо контролировать, чтобы ребенок тщательно разминался. В условиях жаркой погоды при обильном потоотделении и потери жидкости мышечная ткань теряет сократительные свойства и становится особенно вязкой.
Время дня и характер предшествующей деятельности
Физическое состояние человека, в том числе детей дошкольного возраста, отличается в зависимости от времени суток. Так, например, у подавляющего большинства дошкольников активность ранним утром снижена, они слишком расслаблены и не сосредоточены после продолжительного ночного сна.
Если занятия на развитие гибкости проводятся утром, то разминка должна быть продолжительной и активной. Наиболее эффективными считаются вечерние тренировки, когда органы и системы детского организма находятся в «боевой готовности».
Также важно и то, что делал ребенок перед занятием по развитию гибкости. Важно, чтобы ребенок не был слишком уставшим перед занятиями, в то же время выполнение упражнений для развития силы скажется положительным образом на показателях гибкости.
Анатомические особенности дошкольников
Любая методика развития гибкости у дошкольников должна учитывать их возрастные особенности. Так, например, необходимо знать, что процесс окостенения длинных костей у малышей начинается в 4 года и продолжается до 7 лет. Никаким результатом в этот период не оправдываются повышенные силовые нагрузки, негативным образом влияющие на процесс.
Примерно в этот же период формируются изгибы позвоночного столба, поэтому дети часто имеют проблемы с осанкой. Правильно подобранные упражнения для повышения гибкости тела помогут исправить проблему.
В возрасте 5-6 лет мышцы детей развиты неравномерно, поэтому очень важно подобрать упражнения для укрепления наиболее слабых мышц, например сгибателей или разгибателей.
Следует учитывать, что в дошкольном возрасте методика выполнения упражнений, стимулирующих развитие гибкости, должна быть построена на нагрузках небольшого объема с регулярными паузами для отдыха. Это связано с повышенной утомляемостью малышей, вынужденных активно расходовать энергию.
Работа сердечно-сосудистой и дыхательных систем у детей дошкольного возраста не налажена. Пульс ускоряется даже в режиме незначительной нагрузки, артериальное давление нестабильно, дыхание частое и поверхностное. Примерно к концу старшего дошкольного возраста дети лучше справляются с нагрузками и способны заниматься в умеренно интенсивном темпе.
Что касается двигательных качеств, то в дошкольном возрасте они развиваются неравномерно и во многом зависят от двигательного опыта дошкольника. Дополнительно стоит отметить неустойчивость внимания у детей до 7 лет. Чтобы продлить интерес малышей к выполнению упражнений, стимулирующих развитие гибкости, важно периодически использовать яркие раздражители.
На сколько безопасными являются тренировки для развития гибкости у дошкольников?
Дети дошкольного возраста способны справиться практически с любыми упражнениями на растягивание и гибкость, если не форсировать события. Важно, чтобы упражнения, направленные на развитие гибкости, проводились в совокупности с умеренными физическими нагрузками, которые будут способствовать укреплению мышц и связок и помогут исключить травмы.
Кроме того, методика упражнений для развития гибкости детей должна быть разработана с учетом их индивидуальных особенностей и возраста.
Не все дети готовы справляться с ощущениями, вызванными стретчингом (растяжкой), что может привести к снижению работоспособности и нарушениям техники выполнения упражнений. Чтобы исключить эти неприятные моменты, необходимо подбирать для детей доступные упражнения, настаивая на регулярном их выполнении.
Лучший способ объяснить ребенку, как правильно выполнять упражнение, это показать на личном примере. Что касается амплитуды, то увеличивать ее нужно постепенно и систематично.
Упражнения для развития гибкости у дошкольников младшего и среднего возраста
Стимулировать развитие гибкости у детей дошкольного возраста можно с помощью игр-путешествий: на полянку, в гости к сказочному герою, в сказку и т.п. которые будут сопровождаться упражнениями партерной гимнастики. При чем сочинять путешествие можно вместе с ребенком.
ПУТЕШЕСТВИЕ на солнечную полянку. (дети сидят на полу, вытянув ноги вперед, руки упираются назад).
Каждое упражнение повторяем 4 — 6 раз!
Проснулись утром наши ножки и пошагали по дорожке:
упражнение 1. Ноги вытянуты. Стопы попеременно вытягиваем, имитируем ходьбу стопами.
Дошли ножки до речки, бульк в воду и вынырнули, бульк и опять вынырнули:
упражнение 2. Натягиваем и выпрямляем стопы.
Ручки увидели и тоже захотели искупаться:
упражнение 3. Исходное положение: сидя на полу, ноги широко расставить, руки в стороны. Наклоны вперед и вернуться в исходное положение — имитируем ныряние в воду.
Намокли ножки и ручки. Что же делать? Правильно, высушиться на солнышке:
упражнение 4. И.п. — лежа на животе, руки стоят на локтях и поддерживают голову. Болтаем ножками — поочередно сгибаем и разгибаем в коленях.
Тише, ребята! Это же наша солнечная полянка и, кажется здесь кто-то есть. Давайте посмотрим!
упражнение 5. И.п. — лежа на животе, голову опустить, ноги выпрямить, руки прижать к себе, кисти около груди упираются в пол. Выпрямляем руки, прогибаем спину и смотрим по сторонам и возвращаемся в И.п.
Ребята, это маленькая зеленая лягушка!
упражнение 6 «Лягушка». И.п. — лежа на животе, руки согнуты в локтях и поддерживают голову, ноги сгибаем в коленях, соединяем стопы и разводим с разные стороны. Можно немного поквакать и вернуться в И.П., упр-е повторить 2 раза.
Ускакала лягушка и спряталась в траве. Давайте, ребята, еще посмотрим кто здесь на полянке. Повторяем упр-е 5.
Посмотрите на цветочке сидит прекрасная бабочка.
упражнение 7 «Бабочка». И.п. — сидя на полу, ноги сгибаем в коленях, разводим их в разные стороны и соединяем стопы. Руки удерживают стопы, колени как крылья бабочки порхают — бабочка летит. Руки прижимают колени к полу — бабочка села на цветок.
Давайте пригласим бабочку в гости на наш чудесный мостик.
упражнение 8 «Мостик» И.П. — лежа на спине, ноги согнуть в коленях, руки запрокинуть за голову и ладони поставить на пол. Упираясь на ноги и руки, поднимаем живот вверх выпрямляем руки в локтях, считаем до 5-ти и возвращаемся в И.П.
Бабочке очень понравилось у нас в гостях. Она приглашает вас в гости на цветочную поляну. В следующий раз мы обязательно там побываем, а сейчас нам пора возвращаться.
упражнение 9 «Бабочка». И.П. — лежа на спине, разводим руки и ноги в стороны и соединяем.
Вот и закончилось наше чудесное путешествие!
Регулярное выполнение этих упражнений с постепенным увеличением амплитуды поможет сохранить и даже улучшить природную гибкость малышей в дошкольном возрасте. Школьникам можно добавить в программу более сложные и вместе с тем эффективные упражнения для гибкости тела, направленные на улучшение состояния определенных мышц с целью улучшения спортивных результатов в будущем.