Вашему малышу исполнилось 5 лет, а значит появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.
К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс – занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.
С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.
К 5 годам ребенок должен уметь:
Внимание.
· Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
· Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
· Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
· Копировать в точности узор или движение.
· Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.
Математика.
· Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «-», «=»,
· Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
· Как пользоваться арифметическими знаками действий.
· Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
· Состав чисел первого десятка.
· Прямой и обратный порядок числового ряда.
· Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
· Название текущего месяца, последовательность дней недели.
Память.
· Запоминать 8-10 картинок.
· Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся – над облаками, два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например: «Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
· Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют цветными карандашами»; «Осенью часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
· Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
· Повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
· Закончить предложение: «Если стол выше стула, то стул…», «Если два больше одного, то один…», «Если река глубже ручья, то ручей…» и т. д.
· Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
· Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
· Определять последовательность событий.
Мышление.
· Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
· Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
· Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
· Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
· Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик, лодочку и т. д.).
· Вырезать ножницами сложную фигуру по контуру, нарисованному на листе бумаги.
· Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
· Складывать пазлы без посторонней помощи.
Мелкая моторика.
· Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
· Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
· Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные рисунки.
· Ориентироваться в тетради в клетку или в линейку.
Развитие речи.
· Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из предложенных слов: рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с , на и т. д.
· Быстро образовывать новые словосочетания. Например: шапка из меха — меховая шапка и т.д.
· Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
· Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
· Выразительно исполнять стихи, с разной интонации передавать строки, содержащие радость, восхищение, грусть и т. д.
· Составлять предложения из 3-4 слов. Составлять схему предложения. Делить простые предложения на слова. Делить слова на слоги (части).
· Различать гласные и согласные буквы.
· Определять, на какой слог падает ударение.
· Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.
· Определять количество звуков и букв в слове.
· Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное, вопросительное.
Окружающий мир.
· Называть свое имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей планеты.
· Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти профессии, какую приносят пользу людям.
· Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
· Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
· Отличать хищных животных от травоядных.
· Отличать перелетных птиц от зимующих.
· Отличать садовые цветы от полевых.
· Отличать деревья от кустарников.
· Называть все явления природы.
Воспитатель старшей группы — Матвеева Е.А.