Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.
Проекты могут быть разными по тематике и задачам, но интеграция образовательных областей позволяет детям «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Я в своей работе очень часто использую метод проектов для развития творческих способностей детей. Основной целью работы над проектами является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Хочу поделиться опытом работы над проектом «Человек охраняет природу».
Проект создан с целью привлечения внимания детей и родителей к формированию представлений детей о мире профессий в условиях игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте. Интеграция образовательных областей в процессе реализации позволила решить несколько задач, заинтересовать детей тематикой проекта, поддержать любознательность и устойчивый интерес к проблеме. А также творчески подойти к решению задач, поставленных в проекте.
В ходе проекта проводились беседы с детьми, творческие занятия, продуктивная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, коллективный труд.
Был проведён просмотр видеоинформации «Все профессии важны!». Дети познакомились с неизвестными им видами профессий, как эколог, агроном, флорист, геолог.
Познакомились с дидактическими играми «Где, чей хвост», «Вырасти новое растение», «Орудия труда».
Была проведена продуктивная деятельность: аппликация, рисование по профессии «Флорист», с детьми раскрыли смысл деятельности флориста, научились составлять определённую композицию.
С целью закрепления знаний о правильном приеме по уходу за комнатными растениями был проведён коллективный труд в природе: «Полив комнатных растений», «Мытьё комнатных растений», «Опрыскивание комнатных растений водой из пульверизатора». Познакомились с особенностями строения и роста растений, и уходом за ними.
Взаимодействие с семьями воспитанников осуществлялось в процессе организации и предложении творческих заданий на дом – составление рассказов родителей о своей профессии. Вместе с родителями дети учили стихи, повторяли пословицы и поговорки о труде.
На заключительном этапе была проведена выставка рисунков нетрадиционной техникой рисования «Пчёлы в улье». Дети познакомились с профессией «Пчеловод», узнали новую технику нетрадиционного рисования. Для этого мы взяли пузырчатую плёнку, нанесли гуашь на неё, и припечатали её к бумаге, у нас получились соты для пчёл
Таким образом, работа в проекте помогает развить творческие способности детей. Ведь, прежде всего, воплощая проект, следует начать с формирования оригинального замысла, в конце проекта может быть создан творческий продукт, который ценен тем, что представляет собой уникальное видение мира, свойственное детям. В творческом проекте повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.
Воспитатель старшей группы «Затейники»
Миронова Алёна Андреевна